Почему я так люблю рисовать в городе и на природе — писала подробную статью. После нее меня стали спрашивать, что же все-таки нужно взять на пленэр и как правильно к нему подготовиться.
Так что вот мои очень практические советы — 7 пунктов, 7 ключевых вопросов, на которые нужно ответить себе, прежде чем выйти на пленэр.
Пункт 1-й — идеологический
Определитесь с результатом — с чем вы хотите вернуться с пленэра?
Если вы просто хотите прокачать навыки рисования пейзажа — это одно. Если вы готовитесь написать картину дома и хотите с натуры сделать несколько предварительных этюдов — это другое. И собираться такие люди будут по-разному.
Предположу, что второе — уже более узкая профессиональная задача, и мои объяснения, скорее всего, не нужны.
Но даже если вы любитель, учитесь или просто хотите приятно провести время, стоит выбрать себе цель, чтобы не уйти разочарованным.
Целью может быть:
- создать серию из 2-3 быстрых набросков с натуры выбранными материалами,
- сделать одну законченную зарисовку понравившегося пейзажа,
- поучиться компоновке объектов и сделать три варианта одного вида,
- опробовать свойства новой акварели.
И так далее.
В своей инструкции я буду исходить из того, что вы не профессионал, возможно, рисуете и просто хотите для себя попробовать пленэр, чтобы почувствовать, что это такое.
Внимание: подбор материалов рассчитан на графиков, я с холстами и красками предпочитаю все-таки возиться дома, в более комфортных и предсказуемых условиях.
Что сделать: сформулировать (лучше даже письменно, в блокноте, дневнике) зачем вы идете на пленэр и с чем хотите вернуться.
Пункт 2-й — географический
Лучше заранее, если есть такая возможность, сходить туда, где вы собираетесь работать.
Посмотреть разные точки, увидеть, какой свет в это время дня, откуда падает. Выбрать для себя удачный ракурс.
Узнать, наконец, есть ли там место, где можно сесть или куда положить альбом, или придется устраивать все самостоятельно.
Есть ли рядом кафе, куда можно забежать в туалет, или заказать напиток?
Если вы смущаетесь публики — выбирайте более тихие, непроходные места, не вставайте сразу у Зимнего дворца или на углу Фонтанки и Невского. Но на самом деле, скорее всего, вы мало кого заинтересуете, и спокойно проведете свои 1,5-2 часа, ни с кем так и не заговорив.
Что сделать: выберите на карте 2-3 места, которые вам нравятся, съездите туда и посмотрите, куда вы сядете и что вы будете видеть с этого места. В зависимости от места подготовьте то, на чем вы будете сидеть (пенка или складной стульчик , просто куртка или рюкзак, который не жалко будет положить на землю).
Пункт 3-й — погодный
Погода в Петербурге, как вы сами понимаете, непрогнозируема и капризна как нигде. Поэтому даже если вы рассчитываете на хорошую погоду, лучше иметь с собой еще один слой одежды сверху, и пусть лучше она будет непромокаемой.
Также обязательно проверяйте ветер. При сильном ветре лучше выбрать закрытое место (двор, парк с деревьями) вместо продуваемой набережной. С собой стоит взять канцелярские прищепки, чтобы закрепить лист в альбоме или на планшете.
Если вы сидите на открытом пространстве в солнечный день — шляпа и солнцезащитный крем ваши лучшие друзья. Но тут каждый решает за себя сам.
Что сделать: посмотрите прогноз погоды, но в любом случае возьмите легкую куртку или хотя бы кофту, головной убор.
! Если вы рисуете красками или сухой пастелью — одежда должна быть такой, чтобы вам не было жалко ее случайно испачкать.
Пункт 4-й — физический
Рассчитайте свои силы. Возможно, сделать это с первого раза не получится. В том смысле, что сложно сразу соотнести желаемый результат и ваши реальные возможности за единицу времени.
Дайте себе возможность притереться, опробовать этот формат.
Вы быстро работаете или вы медленный художник? Это не хорошо и не плохо, это ваша натура.
Для меня час рисования — это много. Два часа — очень много. Больше не могу, устаю физически и эмоционально.
Если работа не закончена за этот срок, я делаю много подробных фотографий и заканчиваю картину дома.
Свернуться раньше придется, если помешала погода или другие обстоятельства. Главное — не расстраиваться из-за этого и не откладывать надолго доделывание работы, все-таки лучше не входить в одну и ту же реку дважды.
Что делать: возьмите с собой питье (я люблю термокружки — очень удобно!), перекус, не забудьте на месте подробно и с разных ракурсов сфотографировать, что вы рисуете, вдруг придется дорабатывать пейзаж уже из дома.
Пункт 5-й — материальный
Пора определиться, какими именно материалами вы будете творить. Общая рекомендация — для начала берите то, в чем вы уверены, что часто используете и любите.
Если ваш конек — цветные карандаши, соберите их в дорогу. Если любите акрил — берите его. Но если вы всегда мечтали начать рисовать акварелью — то сразу идти на пленэр и там начинать разбираться с новыми красками я не советую. К чему лишние нервы?
Если вы не знаете, что же взять, или хотите работать в смешанной технике — соберите с собой мини набор под названием «разное». Туда могут войти:
- несколько цветных и пастельных карандашей,
- простые карандаши разной мягкости и ластик или клячка,
- несколько маркеров,
- линеры разной толщины,
- тушь и перо (подробности об этом материале читайте тут),
- несколько базовых цветов акрила или акварели — лучше взять основные цвета, из которых потом можно намешать любые другие,
- палитра, если вы берете краски,
- 2-3 кисти разной толщины,
- небольшой набор масляной или сухой пастели.
Я не работаю в одной цветовой гамме, мне нужна вся палитра. Но если вы любите ограниченную палитру — вам будет гораздо легче определиться, что брать.
Что сделать: определитесь с материалами, возьмите с собой свои любимые плюс дополнительные на случай внезапного вдохновения.
Пункт 6-й — бумажный
Возможно, вы пойдете прямо с холстом — тогда это пункт можете пропустить.
Но если вы будете пользоваться графическими материалами, то вам понадобится бумага в склейке, в блокноте или отдельные листы.
Если это листы — нужна будет жесткая подложка (книга, кусок фанеры, что-то довольно плотное, планшет, специальная доска с креплением) и зажимы для бумаги.
Для каждого вида материалов лучше подходит своя бумага — в идеале. Для акварели есть миллион сортов, поскольку я не специалист, тут я вам не посоветую.
В целом лучше брать более плотную бумагу, особенно если вы сами еще не знаете, каким материалом будете пользоваться. Вдруг вы рисовали пастелью, а вам захочется сделать небо акварельным? Или проработать деревья акрилом? Тонкая бумага от воды некрасиво сморщится, толстая равномерно впитает воду и ее не поведет от краски.
Вторая деталь, на которую лучше обратить внимание — фактура бумаги. Абсолютно гладкая бумага подойдет для работы пером и тушью. Фактурная — для пастели (частички краски лучше зацепятся за неровности в бумаге). Для смешанной техники выбирайте некий средний вариант. Слишком выраженная фактура может помешать.
Цвет бумаги — я почти всегда выбираю цветную бумагу, мне цветной фон помогает оттолкнуться, подобрать цвет работы. Кому-то легче начинать с чистого белого листа. Если вы берете цветную бумагу — берите сразу несколько цветов, чтобы было из чего выбрать.
Формат — для меня лучше не меньше А4, а лучше А3 или еще больше. Но если вам спокойнее работать на маленьком формате — берите привычный для вас размер!
Что сделать: в зависимости от материалов подберите тип бумаги для работы, плотность не менее 200 г, фактура лучше не очень сильная, цвет и размер на ваше усмотрение, количество — с запасом. Не забудьте про планшет или какую-то другую жесткую подложку, на которой вы будете рисовать!
Пункт 7-й — технический
Не забудьте взять:
- канцелярский нож — заточить карандаши,
- воду в бутылке — не для питья, а для красок, или водная кисть,
- удобный пенал для материалов — если вы ходите постоянно, то возможно, будет удобнее этюдный ящик,
- влажные салфетки — чистить руки после работы,
- фотоаппарат/телефон,
- хорошее настроение и много энергии.