(Слайды вверху можно и нужно листать, там много зарисовок!)
Вернувшись из путешествия, я очень долго собиралась написать этот пост. Я думала, каким он будет подробным и эпичным. Как много полезного я расскажу… Ну и как водится, чем дольше планируешь и чем больше возлагаешь ожиданий, тем непомернее становится задача. Я уже просто не могла написать все, что напланировала, а пост все отодвигался и отодвигался, неуловимый и загадочный.
Тогда я решила просто показать вам пачку зарисовок из своей летней поездки в Германию (листайте слайд-шоу вверху) и сказать самое-самое главное. А если будут вопросы — напишу больше и подробнее.
Я часто сравниваю рисование с медитацией. И самое главное в зарисовках в путешествии для меня — это возможность остановиться.
В нашем вечно спешащем мире найти причину для такой остановки — уже дорогого стоит!
Именно поэтому я укладываю с собой в рюкзак альбом и пенал с рисовальными принадлежностями, чтобы когда найдется полчасика — легально сесть и зависнуть над листом бумаги, отодвинув подальше все остальные дела.
Зачем я рисовала
Благодаря сделанным рисункам, я очень четко помню июльский вечер, когда друзья пригласили нас на вернисаж в небольшой галерее в Шарлоттенбурге. Музыканты на улице играли джаз, днем было очень жарко, а вот вечер был идеально теплым и уютным. На улицу медленно входили в сумерки, я взяла коврик и сидела прямо на тротуаре напротив стеклянного окна галереи, слушала музыку и рисовала. Друзья вынесли для детей корзину с конструктором Лего, и они играли рядом, сами по себе, прерываясь лишь на то, чтобы поесть шоколадного мороженого. А у взрослых было белое вино и фалафель.
Когда мы гуляли по парку в поисках места для пикника и наткнулись на загончик с овцами, я не могла упустить такую возможность, тем более что черные и белые красавицы никуда не торопились и с удовольствием позировали, лежа в теньке.
Когда я уехала вечером на часик покататься на велосипеде, а в итоге зависла на маленькой площади с рестораном, и получила огромное удовольствие, зарисовывая толпу сидящих за открытыми столиками на улице.
Когда была такая жара днем, что мы оставались дома и оставалось рисовать только натюрморты или интерьеры квартиры в роскошном особняке 1910-х годов.
Когда удавалось найти отличную детскую площадку с видом на какую-нибудь церковь, и ребенок радостно возился с песком и водой (а все берлинские площадки снабжены этим универсальным арсеналом, читайте подробнее в отличном посте про детский Берлин у Ани Черных), а я могла наслаждаться псевдоготической архитектурой.
Все эти дни оставили яркие отпечатки в моей памяти и в моем походном скетчбуке.
Чем я рисовала
В дорогу я взяла старинный советский фотоальбом с плотными картонными страницами бледно-серого цвета. Он достаточно тяжелый, но зато выдержит любые материалы и очень прочный. А кроме того, у меня была склейка цветной бумаги для пастели формата А3. Когда было настроение взять лист побольше, я брала с собой несколько цветов на выбор в картонной обертке, как альбом.
Кроме того, в моем рюкзаке всегда лежал пенал, где были:
- черная водостойкая тушь
- перо и кисть для туши
- водяная кисть
- белый, коричневый и черный пастельные карандаши
- пара линеров черного цвета, разного диаметра
Дома у меня были также фломастеры-кисточки, набор пастельных карандашей и набор масляной пастели. Но с собой я их, как правило, не брала, работала только дома.
Подробнее о выборе материалов и подготовке к рисованию на улице я писала в серии статей о пленэрах (вот тут и тут).
Базовые советы для тех, кто хочет порисовать в следующей поездке:
- для меня дорога — не лучшее время для экспериментов, поэтому советую брать проверенные и любимые материалы, чтобы избежать разочарования и не испортить себе настроение!
- продумайте формат бумаги или альбома, который берете с собой: это очень важный момент! Кто-то чувствует себя легко и уверенно в малюсеньких блокнотах, кому-то меньше А4 будет тесно и неудобно. У альбома или склейки обязательно должна быть твердая подложка, иначе вы вечно будете искать, на что опереться.
- взвесьте свои силы заранее: набор инструментов в дорогу должен быть минимальным, чтобы вы не прокляли себя, таская по экскурсиям огромный чемодан с материалами.
- выделите себе время на сам процесс рисования: у каждого оно будет разным. Кому-то нужно долго присматриваться и раскачиваться, кто-то сразу готов сесть и начать творить. Этот навык тоже тренируется со временем, то есть постепенно вы будете ускоряться. Если есть желание и возможность посидеть подольше — тем лучше!
- если вы путешествуете с семьей, друзьями — пусть в это время им будет чем заняться, чтобы выделенный срок никто не стоял у вас над душой и не требовал побыстрее закончить. Отправьте детей на детскую площадку, друзей и родных в магазин или в ресторан. Это время должно быть только вашим.
- ставьте себе реальные задачи: зарисовка, или скетч — это быстрый набросок, степень его законченности может быть разной, и зависеть от ваших материалов и стиля рисования. Не пытайтесь создать идеально проработанное монументальное произведение.
- в начале рисования или в конце обязательно сделайте фотографии того, что вы рисовали — потом будет интересно вспомнить, да и если вдруг вы решите потом использовать этот сюжет для более масштабной работы — фотографии пригодятся.
- найдите возможность в этот же день или на следующий посмотреть на сделанный рисунок свежим взглядом, и пока вы еще помните натуру — возможно, вы захотите что-то добавить. Как правило, спустя какое-то время видишь, что не хватает теней, или персонажа, или еще что-то нужно дополнить. Но не переделывайте набросок полностью — его сила в подлинности момента.
- не уничтожайте и не зачеркивайте неудачные, с вашей точки зрения, рисунки. Во-первых, это вам так сейчас кажется, что они не состоялись, и мнение может очень сильно изменится, когда пройдет время. Во-вторых, если вам так не терпится — это может быть шансом поэкспериментировать. Можно сделать из зарисовки коллаж, смешать материалы, попробовать леттеринг, устроить из разворота что-то новенькое. Это ваш дневник в рисунках — не выбрасывайте свою память.
Кстати, совсем скоро — читайте мое интервью с художницей Катей Осиной, тоже большой любительницей порисовать в дороге. Она расскажет много интересного о своем опыте.
Вы уже пробовали рисовать в путешествии?
Если да — делитесь ссылками, с удовольствием посмотрю.
Если нет — пишите, что вам мешает, что непонятно, задавайте вопросы, буду рада помочь, чем смогу.
Цитата из Василия Кандинского — для послевкусия)))