Я уже делилась с вами техникой творческих свиданий — методом Джулии Кэмерон из книги «Путь художника», рассказывала о том, что это такое и как вплести свидания в свою реальную жизнь. Но по-моему, главный секрет кроется в том, что не стоит делать из свиданий какого-то большого специального дела, долго готовиться и так далее.
При таком подходе очень быстро можно обнаружить, что на эти самые свидания нет времени, денег и сил тоже нет!
По своему опыту могу сказать, что такое бывает, когда ресурсов совсем мало (например, у мамы с совсем маленьким ребенком или у человека, работающего на нескольких работах). И тогда даже отдых кажется чересчур сложным мероприятием, если это не лежание на диване.
Полежать тоже бывает отлично. Но диван свой, уверена, вы знаете досконально.
Вот мои 5 причин выйти на улицу и прогуляться по городу — для меня это Петербург, но можно представить любой другой.
1. Включить режим туриста
Если хочется найти пищу для творчества, то достаточно бывает выйти из дома и включить режим туриста. Не надо ждать, пока вы уедете в другую страну или другой город — можно посмотреть новым взглядом вокруг себя прямо сейчас.
Я живу в Петербурге, и для меня прогулки по центру — всегда возможность творческого свидания. Даже если я иду по знакомой и сто раз хоженой улице, она дарит мне подарки: не замеченный раньше узор решетки на балконе, улыбка маскарона, просвет между домами, в котором проглядывает другой дом. А если завернуть во двор? А заглянуть в парадную? Мириады возможностей узнать что-то новое мерцают вокруг.
2. Шагнуть от большой истории — к маленьким
Часто мои прогулки по Петербургу превращаются в пленэры — потому что хочется сразу запечатлеть увиденные моменты.
Возможно, я не самый типичный пример. Если у вас при словосочетании «история города» автоматически включается режим зевоты, я вас понимаю. У меня тоже такое бывает от многих книг, статей и мероприятий, связанных с Петербургом, где начинают сыпать датами и высокопарными фразами.
Скука.
Но Петербург — совсем не скучен. Петербург — это прекрасные здания, решительные люди, приехавшие сюда со всего света, это тысячи судеб, сплетенных воедино мостами, каналами и улицами, это открытия и творческие прорывы, совершенные прямо здесь, где мы с вами ходим каждый день, это удивительные истории любви. За датами, цифрами, за зубодробительными названиями и сухими рефератами стоят человеческие истории, и когда ты их видишь и узнаешь, это круче любого блокбастера. Настоящая история не бывает скучной.
3. Начать с детства (но это не обязательно)
Моя картина о доме Лобановых-Ростовских, где сейчас находится шикарный отель Four Seasons. Лев является полноценным персонажем картины, так же как и герой, поджидающий свою возлюбленную.
В школе с 6-го класса вместе с одноклассниками я входила в школьную команду по истории города и принимала участие в городских соревнованиях, которые проходили в Аничковом дворце при клубе «Петрополь». И однажды в 9-м классе даже их выиграли. Призом была — поездка в Москву, что конечно, прекрасно само по себе.
Конкурс представлял собой что-то вроде «Что? Где? Когда?», только на краеведческую и историческую тематику, и там всегда были разные творческие задания. То мы танцевали вальс, как во времена Пушкина, то ставили отрывок из пьесы Маяковского «Блоха», то чертили многоэтажные таблицы по архитекторам и стилям, то готовили рефераты на заданную тему.
А если еще учесть, что ради подготовки к конкурсам нас освобождали от уроков — становится окончательно понятно, почему я так к этому прикипела.
У нас были отличные педагоги, которые с нами занимались, искали литературу (а тогда, в 1990-е, не было такого раздолья книг по Петербургу, как сегодня), тренировали, помогали, вдохновляли. Какая для них это была работа — я понимаю только сейчас!
И команда стала для нас таким тимуровским клубом, конечно, со своими дружбами-ссорами, юношескими влюбленностями, страстями и интригами, что набрасывало романтический флер на все события.
Вот вам и рецепт — как чем-то заинтересовать ребенка: игра плюс свобода плюс личный интерес — выходит любовь на всю жизнь.
Если вы никогда не интересовались историей своего города — то попробовать и распробовать можно прямо сейчас!
4. Искать и находить сокровища
Самая любимая игра — находить крошечные детали, например, как эта обувь на одной из скульптур Летнего сада. Вполне современная, кстати!
Потом я, уже став журналистом, пошла в самый лучший, на мой взгляд, журнал о городе — «Адреса Петербурга». Он существует и поныне, и его комплект номеров хранится у меня, словно подборка книг, потому что концепция журнала как исторической энциклопедии, а также ретро-дизайн Александра Флоренского и Мити Харшака оказались удивительно долгоиграющими.
Там я под предводительством своего редактора стала писать статьи на самые странные темы — например, исследование про водосточные трубы или колесоотбойные тумбы, про ветеринарные лечебницы или проходные дворы.
Заглянуть в «Строительный адрес-календарь и справочную книгу цен на 1892 год», найти в нем рекламу кровельщика с перечнем цен, и узнать, сколько стоили водосточные трубы в конце 19 века!
Когда в пыльном, не затребованном ни одним читателем за последние сто лет, фолианте, я совершала крошечное открытие, меня охватывало волнение.
Вызовом было написать об этом интересно. Потому что к сожалению, у нас часто историю города ассоциируют с чем-то скучным, пыльным и никому ненужным хламом. Или все в ней давно известно и изучено и нужно только чтобы проводить экскурсии для туристов, которые не нужны даже самим туристам.
Но чтобы найти интересное — надо его искать. И для этого необязательно писать историческую диссертацию или даже статью! Задайте себе рамку, чтобы сфокусироваться во время прогулки на чем-то одном, и результат вас удивит!
5. Находить темы и поводы для творчества
Деталь моей картины о белых ночах — дама выгуливает сфинкса.
Отсюда растет моя любовь к городу — я знаю, как много еще внутри него открытий, стоит только открыть глаза и сердце — и вот ты уже как Генрих Шлиман выкопал золотые сокровища.
Необязательно эти открытия будут иметь какую-то высокую научную ценность, главное — это будут открытия для вас. И каждая такая прогулка подарит столько энергии и вдохновения, сколько не найдешь у целого стада самых мягких диванов.
Гулять можно пешком или на велосипеде, можно в одиночестве или с компанией, с книгой или с экскурсоводом, можно фотографировать или рисовать, составлять карту или разгадывать загадки.
Стоит только захотеть — и творческое свидание с Петербургом обязательно состоится.
У меня во время таких прогулок появляется масса новых тем и идей для картин или историй, я вижу персонажей, подсматриваю детали и подслушиваю сюжеты.
Для того, чтобы показать самой себе ценность обычного окружения я стала вести группу, где публикую заметки по истории своего района — того, где хожу каждый день.
Это Рождественская часть, или Пески (да-да, те самые Пески Петербурга, о которых поет Гребенщиков) — они расположены между Лиговским проспектом, Староневским, Смольным и Невой.