Мрачный некрасивый полноватый человек ходит по пространству экрана с кожаной большой сумкой через плечо. Каждый день он стоит у холста, размазывает краски длинными кисточками, почти не глядя на результат. Он рисует море и небо, небо и море, солнце и тончайшие переливы света. Для этого он готов вставать затемно, чтобы застать рассвет, или привязать себя к верхушке мачты, чтобы увидеть настоящий шторм. Видя девушку-утопленницу, вытащенную из реки, он первым делом хватается за альбом и карандаш.
Над ним смеются в театральных постановкой и за спиной, его картины покупают, но при этом обсуждают и даже осуждают, он неприветлив с окружающими, груб с бывшей женой и дочерьми, при этом трогательно ухаживает за своим отцом, видит в профиле немолодой дамы античные черты и прощает долг менее удачливому собрату-художнику. При этом знает себе цену и отказывается продавать все свои работы, говоря, что завещал их Британии.
В его фигуре нет ничего романтического. Он обычный человек. Просто каждое утро встает к холсту, даже если болен, даже если в бреду, даже при смерти.
Спустя пятьдесят лет окажется, что Тёрнер предвосхитил новый взгляд на искусство.
Спустя двести лет его называют гением, его картины — национальное достояние Британии. В 2014-15 годах выставка его поздних работ с бешеным успехом объехала весь мир, как раз к 240-летнему юбилею художника и к выходу этого фильма (подробности читайте здесь).
Справка
Уильям Тёрнер (1775-1851) — выдающийся британский живописец романтик. Предвосхитил своими работами появление импрессионизма и абстракции. Оставил огромное наследие. Картины Тёрнера хранятся в Лондонской галерее Тейт, вход туда бесплатный.
Я уже много писала тут о книгах, так вот признаюсь, что не меньше люблю смотреть фильмы о художниках — в них, как в призме, отражаются представления множества людей о том, каким художник должен быть, или о том, каким бы его хотели видеть.
Некоторые фильмы поддерживают эти мифы, другие пытаются их развеять и приблизиться к какой-то иной правде, какой бы она ни была.
Фильм «Мистер Тёрнер» британского режиссера Майка Ли — из второй категории.
Актер Тимоти Сполл в главной роли просто блистателен (на минуточку, Каннский приз за лучшую мужскую роль!). Всегда насупленный, мрачный, саркастичный, однако по поступкам — не чуждый ни романтики, ни сострадания — художник в его исполнении есть обычный человек, ничем не отличающийся от булочника, моряка или рабочего.
Обычного, да не очень, такого, что влюблен в дело своей жизни и готов за него отдать последний вздох. Трудоголик и аналитик, мастеровой, делающий очень много физической работы — растереть краски, пройти десятки километров пешком в поисках нужного вида, натянуть холсты.
Мы видим последние годы жизни художника — он уже немолод, у него есть признание, но наряду с теми, кто ценит его картины, есть многие другие, кому его живопись кажется смешной и даже безумной.
Это самое начало 19 века, только-только паровозы начинают своё победное шествие по Европе (и Тёрнер пишет паровозы в клубах дыма), только-только появляются дагерротипы, и он не упускает возможности побывать в ателье, сделать свой портрет, а заодно выведать все технические детали. И пророчески отмечает: «Скоро художники будут ездить по миру с коробочкой, а не с папкой для бумаг».
Как многие английские исторические фильмы, кино снято с большой любовью к мелочам . Вам не будут царапать взгляд лампы или чемоданы из другой эпохи, как бывает, когда декораторы экономят на бюджете.
Интересны и детали из мира искусства: как самостоятельно готовили краски, как развешивали работы на выставках, как меценаты поддерживали художников, как продавали картины.
Но если абстрагироваться от красок и кисточек, то более глубокий слой фильма вообще о другом: о закате жизни и умирании. В конце фильма (спойлер!) умирает художник, до этого мы видим угасание его отца.
А картина Майка Ли оказывается о том, что даже в последние годы может быть и любовь, и искусство, и подвиги, и настоящая полнокровная жизнь. Вдохновляющая, несмотря на грусть, идея.
Так что если вас интересует эпоха викторианской Англии в целом и фигура Тёрнера в частности — кино к просмотру очень рекомендую.
А на радио Свобода можно послушать интереснейшую беседу искусствоведов о фильме и о самом живописце.
Вы любите смотреть фильмы про художников?