Знойная тяжесть полдня давит на глазные яблоки. Сонная синева тени не спасает, оборачиваясь душным омутом жары, который медленно затягивает тебя на самое дно. Нет сил пошевелиться. Звонко натянутая тетива солнечных лучей. Зависть к рыбам. Впрочем, им не лучше в теплой ванне воды, которая почему-то называется морем. Взгляд отдыхает на зелени, но она не дарит желанной свежести…
Какое странное времяпрепровождение — получение ровного бронзового загара, выдумка псевдоздорового XX века. За всю предыдущую историю человечества это никому не приходило в голову.
Либо у тебя нет выбора, и ты круглый год торчишь под открытым небом, а твоя кожа давно превратилась в задубевшую корку, либо гордишься тем, что можешь избегать палящих лучей. Но при чем тут здоровье?
Новая эра скучила нас в города, окружила заводами, заперла в душных офисах с 9 до 18, свободное время ограничила четырьмя неделями в году, и тем самым заставила искать таких же странных, нелепых способов оздоровления, как отпуск на пляже.
Потратить все свои деньги и силы на то, чтобы на две недели вырваться туда, где непривычно и зачастую даже невыносимо жарко.
И все эти 14 потом и кровью заработанных дней лежать в странных нарядах, которые мало кого красят, намазывшись одновременно кремами от и для загара, равномерно переворачиваясь под солнцем и подставляя особенно труднодоступные участки тела…
Альтернативная история
Да, это будет богатый материал для историков и этнографов следующих эпох!
Представляю том с золотым обрезом: «Ритуальное солцепоклонничество в 1930- 2000 годах в Европе и Северной Америки», с картой миграций загорающих в разные десятилетия, плюс приложение «Имитация загара. Приспособления и препараты. Полный каталог».
Солидный профессор начал бы свой рассказ так:
«С первыми лучами солнца эти люди собирались в специальных местах, обозначенных полосой песка (так называемые пляжи), сбрасывали с себя почти всю одежду и подставляли свои смятые за зиму тела светилу. Все тело они натирали пахучими мазями и маслами, чтобы ни один луч солнца не пропал даром.
Из уважения к божеству солнцепоклонники часто прикрывали глаза закопченными стеклами — чтобы не глядеть в лицо богу.
Особо посвященные (чья кожа уже достаточно потемнела от пребывания на солнце) часто принимали ритуальные позы — например, руки за головой, лицо поднято к небу, глаза закрыты — чтобы довести свой загар до совершенства.
Процесс мог сопровождаться пиршествами, возлияниями (часть еды и напитков потом оставляли на пляже, чтобы „покормить“ идола) и играми (как подвижными, так и не очень), иногда даже имитацией жертвоприношения (одного из загорающих, часто ребенка, закапывали по шею в песок, а потом со смехом откапывали) — несомненно, это рудимент более древнего и жестокого действа.
Весь этот пляжный ритуал использовался также для поиска потенциальных сексуальных партнеров — ведь каждый участник, с одной стороны, стремился выставить себя в самом выгодном свете, с другой стороны — все были на виду. Однако это все-таки не становилось главной целью сборищ, и никто из солнцепоклонников не забывал воздавать должное своему божеству».
Диктат ультрафиолета
Когда-то красавицы пили уксус, чтобы выглядеть бледнее, и использовали тонны рисовой пудры и муки, чтобы убрать с кожи румянец, а солнечные ванны принимали только по предписанию врача и под строгим контролем — все это было.
Ну а мы живем в эру ультрафиолета.Он заменил собой золото, став новой конвертируемой валютой: деньги превращаются в загар, загар — в деньги.
Если ты загорел — значит, у тебя достаточно денег и возможностей или хотя бы хватает ума, чтобы все это изобразить (да здравствуют солярии и автобронзанты!). Бледен — неудачник. Диагноз однозначен.
Ультрафиолетовая цивилизация беспощадна в своих суждениях: свой-чужой, богатый-бедный, да-нет — в местах, где с лету отличат, приобрел ли ты требуемый оттенок кожи на даче под Лугой или на Лазурном берегу, в престижном спа-салоне или в домашних условиях, третьего не дано.
Только японцам, как настоящим инопланетянам, пожалуй, удалось остаться вне этой гонки и сохранить культ белокожести. Даже бывая на европейских курортах, аристократические жительницы далеких островов носят закрытую одежду, широкополые шляпы, носки вместе с открытой обувью, кружевные перчатки и дополнительно прикрываются зонтиками, а отбеливающие кожу кремы — их фетиш.
Робкое противостояние
Время от времени, обычно ближе к зиме, среди знаменитостей мелькает одна-другая актриса или певица, которая осмеливается заявить, что она отказалась от загара (заметим — это преподносится как подвиг!), но об этом очень скоро забывают, и культ бронзовотелости продолжает процветать — ведь запущена громадная индустрия, чью махину невозможно остановить какими-то там предостережениями о пагубном влиянии солнца на кожу.
Правильно загорать — это так долго и нудно, а у нас всего 10 дней на море, и надо использовать их на все сто!
Лежа на шезлонге или на покрывале от старого дивана, у бассейна или в огороде, на палубе яхты или на резиновом матрасе, в модном купальном наряде или в семейных трусах, мы будем отдавать все наше время и силы золотому диску солнца, веря, что оно в ответ подарит нам молодость, красоту и здоровье.
Ведь главное — верить!
А вы — загораете до упора или прячетесь от солнца?
Я вот не люблю черный загар, но как всякий житель Петербурга, ценю солнце. А весной, в дни, когда в Петербурге внезапно наступает жара, которой никто не ожидал, всегда чувствую неудобство раздеться и показать свою белую, нетронутую солнцем кожу.