Зачем смотреть на картины? Что я увижу такого, если буду смотреть на один и тот же пейзаж или портрет день за днем, год за годом? Зачем вообще ходить в музеи? Если у вас пока не было опыта постоянного контакта с искусством, вы можете задаваться этим и многими другими вопросами. Я отвечаю на самые важные из них и привожу 5 веских причин, чтобы смотреть на картины ежедневно.
Темой моей дипломной работы на отделении русского языка и литературы филологического факультета СПбГУ был «Жанр путешествия в русской литературе» на примере повестей одной всеми забытой писательницы начала 19 века Марии Жуковой (по образованию я филолог, если кто пропустил этот момент).
Но речь не о ней сегодня, хотя я и сроднилась всей душой с этой отважной девушкой, которая в отнюдь не эмансипированные времена путешествовала в одиночку, стала писателем и самостоятельно зарабатывала себе на жизнь.
С тех пор жанр путешествия всегда со мной.
И тогда, когда мы с мужем разъезжали по Европам по три раза в год.
И тогда, когда я писала статьи о путешествиях как журналист.
И тогда, когда стала рисовать картины.
Путешествие для художника
На фото — моя картина Свидание на Аничковом мосту, холст, акрил.
Для меня картина — это всегда путешествие. Я совершаю его, когда пишу работу — осваивая штрих за штрихом пустое пространство, нанося на него карту невидимого пока глазам маршрута, прокладывая по целине путь для будущих зрителей (пойдут ли они по нему или выберут свой — та еще загадка).
Какой будет моя дорога? Я не знаю, даже если передо мной лежит пачка эскизов, ведь расхождение между картой и реальностью всегда стремится к бесконечности, это знает каждый, кто побывал в роли штурмана.
Будет ли это ровная бумага, или неровности холста? Пройду ли я по острию карандаша, или увязну в масляной пастели? А может, прочкочу прямо между мазками акрила, не запачкав туфелек краской?
Если это портрет — то меня поджидает лабиринт морщин на лбу, я могу заблудиться в сплетении волос или утонуть в чужих глазах. Если натюрморт — как мне не попасть в ловушки, повсюду расставленные тенями? Если пейзаж — то я точно пропала.
Я себя знаю.
Эти городские лабиринты, указатели из водосточных труб и паззлы крыш не выпустят меня никогда. Я так и останусь бродить среди улыбающихся как Джоконды кариатид, считать капители на соборе и ловить рассыпавшийся по площади колокольный звон.
Путешествие для зрителя
Кадр с моей персональной выставки в музее Анны Ахматовой «Волшебный город»
Что же говорить о зрителе? Куда приведет картина его? Я не берусь предугадать.
Вы отправляетесь в свое путешествие по картинам на свой страх и риск. Подписывали бумагу? Нет? Ну извините, это не моя вина. Вернетесь ли вы оттуда и когда, что вы принесете из своего путешествия — художник за это ответственности не несет.
Картина — это билет в один конец.
Именно поэтому искусствоведы ломают копья по поводу картин и сюжетов, которым уже сотни лет. Именно поэтому мы снова и снова приходим в Эрмитаж и Лувр, чтобы своими глазами увидеть прославленные шедевры и составить о них собственное представление. Именно поэтому каждый может иметь о картине свое мнение — и будет прав. Но и это может меняться со временем.
Почему же стоит отправляться в путешествие за искусством? Зачем смотреть на картины?
Если вы уже влюблены в искусство, то для любви причин искать не нужно!
Но если для вас это спорный вопрос — то у меня есть для вас 5 причин:
- Рассматривание картины — род медитации. Все уже знают про пользу медитации для психики? А кто ежедневно медитирует? Опустим этот неловкий момент, можете не отвечать, сама такая. Замените медитацию на картину перед глазами — и вы сами не заметите, как введете эту полезную привычку в ежедневную практику.
- Точно так же созерцание искусства успокаивает и даже лечит — это доказали хирурги, развешивая в больницах пейзажи. Те, кто рассматривал их, выздоравливали быстрее.
- Искусство помогает развивать эмпатию и эмоциональный интеллект, а эти свойства одни из самых главных в сегодняшнем меняющемся с сумасшедшей быстротой мире.
- Картина постоянно провоцирует нас задавать вопросы и строить предположения: а что вот за той горой? А где стоял сам художник? А почему он поместил этот сюжет именно в такой пейзаж? Иначе говоря — это интеллектуальная подпитка.
- Даже если конкретная картина вам почему-то не нравится, не близка и даже неприятна — рассматривая ее, вы раздразниваете свои чувства и ярче ощущаете вкус к жизни. Так же действуют страшные фильмы или аттракционы. Не любите Дали или не понимаете Кандинского? Вас раздражает современное искусство? Бесит стрит-арт? Попытайтесь разобраться, почему — возможно, результат вас удивит и обогатит.
Все это причины для того, чтобы чаще ходить на выставки и в музеи, знакомиться с искусством через книги и Интернет, а также украсить стены своего дома полюбившимся пейзажем.
Поделитесь, какие причины для общения с искусством есть у вас?
И не забывайте сохранять статьи себе на будущее — уверена, у вас на Пинтересте есть доска, посвященная искусству. Давайте там дружить!