В прошлый раз я рассказала о своем опыте рисования в путешествии и поделилась простыми советами, как начать действовать.
В этот раз я решила позвать в гости художника и блогера Катю Осину, чьи легкие и радостные зарисовки из поездок в Петербург и Венецию, Кострому и Милан, да и из родной ей Москвы меня будоражат и заставляют быстрее хвататься за альбом и тушь, чтобы не упустить вдохновение.
Больше всего меня будоражит, что наша беседа получилась совсем нелинейной, и Катина история намного глубже и сложнее заявленной — о том, как справиться с внутренним критиком, где взять время на творчество, если ты мама двоих маленьких детей, как найти свой голос после академического образования и что с нами делают книги.
Рисуй каждый день
-
Катя, как ты вышла на улицу с кисточкой?
Мое рисование во время путешествий, на самом деле, началось, когда я стала рисовать каждый день. Это был проект один рисунок каждый день. Я архитектор по образованию и хотела вернуться к рисованию, но времени не было совершенно. У меня на тот момент — двое маленьких детей на руках. И надо было что-то придумать, чтобы впихнуть в свой день рисование.
Тогда я решила, что вот у меня день рождения 2-го января, мне исполнится 30 лет — и я буду рисовать весь год, а потом себе как подарок сделаю выставку.
Это был очень крутой опыт. Я рисовала в телефоне, потому что там есть подсветка и можно творить, пока детей укладываешь, кормишь, ловить любой момент. И я использовала много фотографий. Поддержку искала в соцсетях — делилась рисунками. В итоге получился дневник моего года. И я действительно помню весь этот год.
Самый неожиданный поворот произошел, когда я распечатала все получившиеся рисунки как открытки и повесила их на стену 6 метров длиной — и я увидела одним взглядом весь год.
Результат можно посмотреть тут: https://365drawings.jimdo.com
Это было тяжело, не буду обманывать, но я рада, что довела проект до конца.
Используй опыт других
-
Что тебе помогло не сойти с дистанции и осуществить задуманное?
Мой папа был художником, и в свое время он поставил похожий опыт, но сложнее. Он брал холст 20х30 см и акрил, изображал настроение дня и текст дневника. Картины были полуабстрактными, но все разными. Так отец задокументировал 250 дней года. Каждые 3-4 месяца на основе сделанных работ устраивал домашнюю выставку. Потом я помогала делать двухтомный каталог проекта.
Поэтому я знала, что будет тяжело, я видела это на примере отца…
Заканчивать было очень трудно. Пропустил — надо доделывать несколько дней. Так, летом мы были на каникулах в Испании, и мне нужно было за 5 дней дорисовать то, чего не хватало, иначе выпаду из графика. Это было жестко. Все пошли гулять по городу, а я осталась рисовать на целый день, чтобы нагнать пропущенные рисунки.
На меня очень влияют книжки. Мне как раз тогда попала в руки книжка Джессики Уотсон «Сила мечты» — автор в 16 лет совершила одиночное плавание на яхте вокруг света — и это чтение мне очень помогло.
Раз уж эта девочка смогла сделать кругосветку одна, то что тут мои картинки!
Плюс помогла поддержка в фейсбуке — кто-то уже ждал мои работы, спрашивал о них.
Я потом даже попробовала повторить свой опыт — делать каждую неделю абстрактные панно-квадраты. Объявила на фейсбуке, завела группу, сгоношила людей — но у меня в итоге не получилось закончить. Тем не менее, кто-то смог сделать в тот раз, так что мои усилия все равно не пропали даром!
Используй силу книг
-
Давай вернёмся всё-таки к рисованию в путешествии. Как ты начала?
Я прочитала книгу Феликса Шайнбергера «Альбом ваших идей. Как рисовать в дороге» — там были очень простые советы. И это меня вдохновило начать.
Жизнь у меня поменялась. Самое удивительное, что несколько лет спустя мне даже повезло с ним познакомиться вживую!
Феликс пишет, что в блокноте главное не бояться — и делать что хочешь. Но у меня ушло пару лет, чтобы перестать бояться и раскрепоститься. Мне, как человеку с академическим образованием, это было сложно. Ведь нас во время учебы все время прессуют!
У меня было ощущение, когда я рисовала, что за спиной кто-то стоит, а в голове звучит голос учителя: у тебя все плохо, тень не такая, пропорции не те и надо все заново начинать. Помогла отключить этот голос — громкая музыка. А потом постепенно голоса ушли.
Нас учат рисовать похоже — но потом это надо быстрее забыть! Ведь чем менее похоже ты рисуешь — тем больше индивидуальности проявляется в рисунке.
-
Ты много рассказываешь про влияние книг. Я вот вспоминаю, что для меня одной из важных книг была «Путь художника» Джулии Кэмерон.
Я тоже читала Джулию Кэмерон. Это было еще до начала проекта по ежедневному рисованию, когда дочка была совсем маленькая. Потом я провела проект годовой. И потом начался уже скетчинг в путешествиях.
Благодаря Кэмерон, я начала выходить на творческие свидания. Я ведь тогда была мамой с малышами. Времени нет от слова совсем. Если ты хочешь куда-то отправиться без детей — то это должно быть оправдано: идешь к врачу, в магазин, навестить родных. Ты как бы не можешь потратить время на себя. Чувствуешь себя постоянно обязанной. И Кэмерон говорит про время для себя. Сначала пара часов в неделю. А потом она предлагает выделить себе целый день. И это было очень круто.
Сначала я была в ступоре — куда я пойду на целый день?
Когда я училась в архитектурном институте — у нас был проект “Музей”, и я делала музей ВВС. Я прочитала, что есть такой музей в Подмосковье. Я сделала свой проект, но там так и не была. И вот на творческом свидании зимой на целый день я поехала в музей авиации на электричке. У меня с собой был термос с какао, я гуляла по заснеженному лесу и рассматривала эти самолеты под снегом. Не было никого, только за мной трусила какая-то собака.
Я вернулась совершенно другим человеком.
(Теперь, заметим в скобках, немного повзрослев, Катины дети завели уже свои альбомы и радуют маму собственными зарисовками из путешествий. Вот она, сила примера! )
Вдохновляйся местами
-
Каким было первое путешествие, где ты рисовала без остановки?
Я разрисовалась в Венеции. Я пробыла там пять дней — и рисовала очень много. Никогда я не рисовала так много. Там не надо искать ракурс, рисовать можно везде, с любого места идеальный ракурс. Вернувшись оттуда, я сделала выставку. Стала показывать свои зарисовки. И у меня стали покупать.
Потом друг моего папы рассказал мне, что во Франции есть фестиваль рисунков из путешествий. Они выбирают тему года. В тот год это были поезда. Я решила, что поеду в Кострому на поезде и буду рисовать.
Мой дед, архитектор, жил там. И я решила сделать проект о Костроме. Есть очень красивые торговые ряды в центре старого города, их много, и мне хотелось все их нарисовать и разобраться в них. Весь день я рисовала, смотрела архитектурные книги, разбиралась. Погода была ужасная. Но у меня выбора не было, надо успеть.
Потом написала текст ностальгический, как меня привозили с полутора лет к бабушке и дедушке на дачу. Это был символ расставания с родителями, и я тогда город не воспринимала вообще. А тут я приехала сама с сыном, он еще в коляске. Нашла в городе свои места, и мне очень там понравилось.
Это было новое открытие Костромы спустя много лет.
В итоге с этим проектом меня пригласили во Францию на фестиваль. Я была очень рада. Там я познакомилась с кучей интересных людей, окунулась в мир свободных художников. Увидела, как у всех все по-разному — стиль, страны, люди, блокноты, инструменты.
Подбирай инструменты
-
Вот, расскажи про свои инструменты. Мне кажется, это очень важный момент.
Я начинала с линеров, это удобно. Но они неприлично быстро кончаются. Сейчас я смотрю на эти линии — и они кажутся мне мертвыми. Они везде одинаковые. И они меня не устраивают.
Потом я заказала японские ручки — они меняют линию от нажима, внутрь можно налить неразмываемые чернила. Плюс добавила акварель. Ручки потерялись — я забыла их в музее, где рисовала скелеты древних людей.
А потом однажды мой чемодан с материалами где-то застрял на пути из Германии, а я должна была сразу улететь в Прагу на несколько дней. Тогда я поняла, что беру только палочку и тушь. И стала рисовать бамбуковыми палочками, это было классно. Мне понравилось. Иногда вынужденные обстоятельства нам помогают.
Ты макаешь палочку в тушь — у тебя есть время подумать над каждой линией. Это как медитация.
Похожий способ рисования самостоятельно вырезанными палочками я позже увидела на выставке в Каркассоне — там был был целый мастер-класс. С деревянной палочкой можно делать все. При этом вырезать ее очень просто, и она ничего не стоит. Мне не хочется завязываться на брендах. Плюс дерево очень приятно держать в руках, в отличие от пластика. Пока я рисую бамбуковыми, но летом нарежу своих палочек и попробую рисовать ими.
Потом я стала мешать тушь-акварель и наоборот. Нет прямого рецепта. Можно делать по-разному, экспериментировать с бумагой. Добавлять акварельные карандаши, потом размывать их, потом еще что-то. Нет однородности.
Если вы начинаете — надо подобрать комфортный материал, с которым будет удобно. Я работаю неудобно — у меня тушь в баночке, она пачкается и так далее. А вначале важно найти удобство и не бояться испортить. Использовать дешевую бумагу, чтобы было не страшно.
Ты делаешь для себя. Нет правильно и неправильно.
Потом показываешь рисунок в соцсетях — а сейчас многие любят критиковать и рассуждать, как надо. Это ерунда. Классно поиграть, пошутить и самому получить удовольствие от рисунка, и получается легкость. Она видна в результате. А не когда ты пыхтел, потел и все равно чувствуешь, что не получилось.