Как появляются картины? Рождаются во сне? Эскиз приносит муза? Или это просто комбинация случайностей? Честно рассказываю историю появления одной из своих картин!
Картина про сад Фонтанного дома появилась летом 2017 года, когда я узнала, что в музее Ахматовой состоится моя первая персональная выставка.
Она должна была пройти в двух больших залах на втором этаже, в основном выставочном помещении, и конечно, чем ближе было начало, тем больше я волновалась.
Ведь выставка — не просто сумма имеющихся картин, она должна стать единым целым, собрать отдельные произведения, вписаться в помещение, соответствовать духу музея или галереи, который принимает у себя художника.
Формат картины
Мне очень повезло, что к тому времени, как музей дал мне добро на проведение выставки, у меня уже был цикл из четырёх больших работ размером 1,5×2 метра. Мне доверили два больших зала, и чтобы сделать хорошую экспозицию, необходимы были большие яркие работы.
Они были написаны за несколько лет до того, большой формат выбран для участия в международной выставке в Германии, которая проходит в огромном помещении бывшего завода. Вот тут вы можете заглянуть в 3д-тур по этому пространству и оценить его масштаб. И хотя для той выставки мои картины тогда не выбрали, работы остались.
Я решилась написать их только благодаря поддержке своего мужа Юрия Селиванова. Он художник-монументалист, сам пишет картины не меньше 5 метров, и для него такой формат был просто камерным.
Имеет ли вообще размер картины значение?
Это отдельная большая тема для разговора. Если коротко — и да, и нет.
Но мне было важно хотя бы попробовать приступить к такому холсту. И в итоге работать в большом формате мне очень понравилось!
Теперь этот цикл петербургских историй идеально подходил для того, чтобы объединить собой весь объём большого зала музея Ахматовой и стать стержнем будущей выставки.
Цвет
Но мне не хватало цвета!
Две большие работы были написаны на чёрном фоне, одна на темно-синем и ещё одна на ярко-голубом.
Чтобы поддержать разнообразие цветов других картин, я выбрала красный фон и такой же формат 1,5×2 метра.
Почему красный, а не желтый, розовый, оранжевый?
Фон дворца — желтый, чтобы дворец не сливался с фоном, а красиво выделялся, красный подходил идеально.
И потом, мне хотелось нарисовать сад в цвету, когда он полон ароматами сирени и черемухи — фиолетовый и зелёный хорошо будут смотреться на красном.
Яркий активный красный цвет всегда притягивает внимание и может стать смысловым центром экспозиции — а ведь это и было моей главной задачей.
Место действия
Сюжет определился сам собой — конечно, он должен быть связан с самим музеем Ахматовой, который я очень люблю, а теперь он делает меня и мои картины частью своей истории.
Местом действия я выбрала парк, очень уединенный и скрытый от глаз.
Спрятанный во дворе, надежно укрытый за фасадами домов, он остаётся зелёным оазисом в центре ревущего машинами Литейного проспекта.
Снаружи — пробки и спешащие по делам люди.
Внутри — пение птиц, рояль в кустах, камерные памятники и спокойствие вековых деревьев.
Тут нет толп туристов, хотя музей очень популярен в городе, ему удаётся хранить свою обособленность.
Главные герои истории
Кто будет гулять в парке?
Мне точно не хотелось рисовать абстрактных посетителей, это должен был быть кто-то яркий и узнаваемый, который бы соединял собой историю и современность, кто-то, чей дух незримо присутствует в парке всегда.
Может, сама Анна Андреевна? Она прожила здесь большую часть своей жизни, была и счастлива здесь и несчастна, писала, работала, любила.
Но… такой выбор показался мне слишком очевидным.
Тогда я решила нарисовать Бродского.
Он ближе к нам по временной шкале — и в то же время был близок к Ахматовой, считал ее своим духовным и поэтическим наставником. Его голос звучит очень современно и в то же время классически.
Я бы хотела встретить его в этом саду, бормочущим какие-то строки себе под нос — не для того чтобы кинуться за автографом, а просто проводить взглядом… У меня не было задачи добиться портретного сходства, скорее это просто образ поэта, присевшего на скамейку в саду.
Но он точно не должен сидеть в одиночестве!
Чтобы поддержать атмосферу волшебства, к нему в собеседники я посадила не человека, а… птицу. На скамье вместе с поэтом сидит чайка.
Мне очень нравятся чайки, для меня они соединяют город и море. В Петербурге чайки повсюду, это часть пейзажа, их крики, шум крыльев, их вид, всегда как будто немного неуместный — мол, мы здесь ненадолго, а потом снова отправимся туда, где только бескрайняя синяя ширь.
Птицы — яркий поэтический образ:
Чайка когтит горизонт, пока он не затвердел.
После восьми набережная пуста.
Синева вторгается в тот предел,
за которым вспыхивает звезда.
Иосиф Бродский. Остров Прочида
Музы тоже крылаты. Так что чайку можно считать и музой, которая присела ненадолго на спинку скамейки в саду, и потом вот-вот упорхнет, и не поймаешь ее.
Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка,
А я была дерзкой, злой и веселой
И вовсе не знала, что это — счастье.
Анна Ахматова. У самого моря
Второстепенные герои
Итак, с главными героями я определилась. Но сад не должен быть пустым. Хотелось, чтобы в нем были посетители.
Поскольку я сама не раз и не два гуляла по этому саду, то знала, что кроме тех, кто вышел из музея и решил пройтись по парку, самые частые посетители тут — это местные жители: либо пожилые люди, которые вышли посидеть на скамеечке, либо молодые мамы с колясками.
Так на заднем плане я решила нарисовать маму с коляской.
Стоп. А почему маму?
Ведь необязательно с коляской идёт гулять мама. Если есть возможность — мамочка отправляет погулять с ребёнком кого-то другого, чтобы самой успеть сделать домашние дела или, если повезёт, немного отдохнуть. У меня самой ребёнок только-только вышел тогда из колясочного возраста, и поэтому воспоминания обо всем этом были ещё свежи!
У меня с коляской часто ходил гулять муж. Кто-то отправляет гулять бабушек, дедушек, няню.
А что если на картине такой нянькой будет кот?
Во многих русских прибаутках именно кот качает колыбельку и убаюкивает младенцев своим мурлыканьем.
Так на заднем плане появился кот — он рыжий и толстый, как в сказках, но вполне современный, потому что одет в джинсовый комбинезон.
Остальные жители сада — это небольшие насекомые, которых я посадила в траву, чтобы добавить больше жизни и движения в парке.
Процесс создания картины, посвященной саду Фонтанного дома
Интересно ли вам было прочитать историю появления картины? Стала ли вам картина ближе, после того как вы прочитали историю ее рождения?
Буду рада, если вы поделитесь своими мыслями.
Теперь вы можете купить постеры с моими картинами — в моем магазине на Принтдирект.
Заходите, выбирайте размер и материал и заказывайте постер с картиной себе или в подарок.
Там уже есть десяток моих картин, постепенно их будет становиться больше.
Вот, например, есть и эта работа про сад Фонтанного дома.