Рассказываю о том, как и зачем участвовать в конкурсах иллюстраторов и художников и подвожу итоги трех весенних месяцев.
В конце зимы я писала пост про зимние итоги, и мне понравилось таким образом подводить черту под одним временем года и начинать новое. Когда собираешь воедино разрозненные, казалось бы события, оказывается, что во всех них была какая-то одна невидимая линия, как в музыке.
Весной это были, наверное, конкурсы.
Я поучаствовала в нескольких небольших конкурсах и в одном масштабном, который проводило издательство “Самокат”.
Зачем участвовать в конкурсах для художников и иллюстраторов?
Прошлым летом я уже писала об иллюстраторских марафонах, в частности, марафоне “День крокодила”, который проводит Элина Эллис. Их сейчас очень много разных, русских и международных, на любой вкус.
Так же и с конкурсами. Есть сайт Artnagrada, где чуть ли не каждый день выкладывают новые конкурсы для творческих — фотографов, дизайнеров, художников, архитекторов и так далее. Также многие арт-магазины, издательства, фирмы художественных товаров и сами художники (особенно в Инстаграме) проводят конкурсы. Легко запутаться и растеряться в таком обилии информации. Поэтому важно быть сфокусированным на своих целях и задачах.
Как выбрать конкурсы для участия
Вот как я выбираю конкурсы и для чего в них участвую (скорее всего, у вас будут свои критерии участия и, значит, свой выбор конкурсов).
Кто организует конкурс?
Главный критерий для меня — организатор. Чем он серьезнее, тем интереснее и ответственнее участвовать в проекте. Конкурс может проводить известное издательство, производитель арт-материалов или большой арт-фестиваль.
Я стараюсь не пропускать конкурсы от издательств, потому что это хороший способ попасть в поле зрения арт-директоров. И даже если не выиграешь конкурс, твои работы могут понравиться и быть занесены в портфолио.
Даже если этот шанс призрачный — все-таки ты делаешь готовый проект, а значит, можешь положить его в свое портфолио на Behance, на сайте иллюстраторов или в другом профессиональном сообществе.
Что за тема у конкурса?
Второй критерий — тематика. Если тема конкурса далека от моих интересов, то мне неважны призы и прочие плюшки, эта работа не будет смотреться в моей папке работ, а значит, зачем я буду тратить на ее создание время, даже если это всего один вечер? Я не рисую ужастики, не делаю фанарт, не увлекаюсь мангой, мое это городские пейзажи, детские книги, животные, смешные зарисовки.
Сюда же можно отнести и технику исполнения. Если я не работаю акварелью, зачем мне пытаться за пару дней или даже недель освоить новую технику? То есть, можно, наверное, и выбрать это, чтобы мотивировать себя на изучение чего-то нового, но тогда ясно поставьте себе задачу в начале, не рассчитывая на призовые места.
Что в итоге конкурса?
Третье — цель участия. Получить скетчбук или набор маркеров, конечно, приятно, но я и сама себе могу их купить. Интереснее возможность последующей работы, другие варианты сотрудничества или выставка в хорошем месте. Важно, чтобы количество вложенных вами сил были адекватны результату. Особенно если участие в конкурсе платное!
Все эти критерии, конечно, связаны с тем, что я определила для себя как главное. Но это не значит, что иногда я не участвую в конкурсах просто для собственного удовольствия и потому что поставленная задача кажется мне интересной.
Так, этой весной я поучаствовала в конкурсе от издательства МИФ и художницы Александрой Дикой. Они искали иллюстратора для новой книги психолога Натальи Ремиш. Узнала я об этом конкурсе совершенно случайно и времени для создания работ у меня оставалось очень мало. Но я все-таки рискнула и сделала их.
В выигравшие не вошла, зато у меня появились новые иллюстрации с серией персонажей. Я могу показывать их у себя как цикл работ и к тому же использовала их в своем магазине — и теперь, если вам понравилась моя троица, вы сможете заказать кружку, сумку или футболки с этими героями.
Спонтанно я поучаствовала в конкурсе от фестиваля дизайна и графики Wake up day. Ребята придумали классный формат — совместно с несколькими десятками петербургских кофеен они предложили художникам взять пустые стаканчики для кофе и расписать их. Тема — творческий космос. Несколько дней я обдумывала, а потом у меня появилась такая смешная идея, что я побежала в кофейню Pitcherbar на Марата, взяла стаканчик, заодно выпила вкусного кофе и за пару часов наваяла иллюстрацию.
Вот какой космос у меня получился — очень петербургский и, я считаю, вполне творческий!
На сам фестиваль я в итоге так и не попала, потому что заболела. Следила за прямыми эфирами и радовалась, как там все круто получилось.
Ну и приятно в итоге было оказаться в топ-10.
Самый главный мой слон, которого по кусочкам я “ела” всю весну — это конкурс “Самоката”. Специально к нему я рисовала развороты двух книг. Тексты к ним уже были написаны давно, работала только над визуальным решением.
Одна — детская сказка про львенка, для дошкольников. И вторая — Бестиарий, на любимую для меня тему про жителей Петербурга. Я думала даже послать еще и третью заявку, но уже просто не успевала, хотя мне казалось, что начала я заранее. Это была сложная и объемная работа.
Сразу скажу: мои заявки не прошли. И будет неправдой сказать вам, что я не расстроилась. Конечно, расстроилась! И еще расстроилась. И потом еще порасстраивалась немного.
Но мне ли как бывшему редактору не знать, что отказ не имеет в себе ничего личного. Я много раз отказывала людям, писавшим в редакцию, просто потому, что у нас уже был сформирован номер, или они неправильно понимали тематику журнала, или мы не совпадали по стилю подачи. Ничего личного! Вот и тут наверняка есть миллион причин и подводных камней, о которых участвующие в конкурсе даже не догадываются. Тенденции книжного рынка, планы на издания, общий уровень заявок этого года, картина в целом, которую не видно с моей точки зрения.
В общем, как видите, я сумела себя утешить)) Но главное — мои рисунки остались при мне, и я могу работать с ними дальше, посылать в другие издательства, сделать какие-то выводы о своей работе.
Так что последняя моя мысль насчет конкурсов, что для участия в них самое важное — внутренний настрой. Не только на победу, не только на участие, но и просто на то, что конкурсы — лишь очередные холмы на пути, можно подняться на холм, потренировать выносливость и дыхание, можно обойти, если сейчас нет сил и желания, они могут вас привести куда-то, а могут, напротив, отдалить, но не они управляют вами и вашим настроем на работу.
Буду ли я еще участвовать в конкурсах?
Несомненно.
Но за конкурсами главное — не потерять своих задач.
Все остальное
Между конкурсными проектами у меня еще были интересные заказы. Некоторые я уже могу вам показать.
Вот, к примеру, серия открыток:
Также я сделала обложку и иллюстрации к книге про маркетинг Дарьи Калашниковой:
Хохотала, читая истории, так зажигательно и весело Дарья пишет про сложные и серьезные, вообще-то, темы маркетинга и клиентоориентированности.
Я написала несколько текстов для других изданий.
К примеру, текст о ежедневных творческих практиках для журнала Ladies on board.
Продолжала вести занятия для детей в библиотеке, уже на другую тему, чем прошлой осенью, расскажу потом подробности этого проекта.
По-прежнему ходила на лекции и встречи для иллюстраторов (вот тут подробный рассказ про встречу с чудесной художницей Варварой Помидор).
Продолжила снимать видео для Youtube — показала свои скетчбуки.
Провела мастер-класс во время Ночи музеев в музее Анны Ахматовой.
Встретилась с подругами по Startblogup в любимом книжном Подписные издания.
Побывала на многих интересных выставках этой весны — в Манеже, Эрмитаже, Этнографическом музее, Фонтанном Доме, даже в музее Динозавров (благодаря сыну) и так далее.
В том числе была на выставке-встрече для друзей, которую организовала журналистка и преподаватель СПбГУ Аня Смолярова, которая ведет интересный блог про чувства. Выставка проходила всего несколько часов в одной из фотостудий пространства Арт-муза на Васильевском острове. Мне очень понравился такой формат — и выставка картин, и дружеские посиделки с чаем, и фотосессия сразу. Было здорово!
Спасибо весне за все произошедшее, а я уже начинаю лето!
Если хотите быть на связи — присоединяйтесь ко мне в Инстаграм, там я выкладываю много повседневных фотографий в сторис))