Нонфикшен — крупнейшее мероприятие в России для всех, кто причастен к книжной индустрии. Издатели, редакторы, переводчики и, конечно, художники встречаются, общаются, демонстрируют новые книги и себя. Один из дней был полностью посвящен иллюстрации. Что я увидела, услышала и как действовала — в моем обзоре.
Почему полезно бывать на таких мероприятиях художникам и иллюстраторам:
-
Обзор индустрии
Прежде всего, ярмарка — это возможность увидеть срез книжной индустрии: что издают, какой стиль в моде, какие темы лидируют. Так что если вы пройдетесь по ярмарке, прицельно записывая свои впечатления, этот анализ вам точно пригодится.
2. Все лучшее сразу
Также из полезного — можно было увидеть выставку лучших книг, среди взрослой литературы, детской и комиксов. Пролистать сразу десятки книг, которые выбрали из тысяч и признали лучшими — отличный опыт. Списки лучшего за год сохранены на сайте ярмарки.
3. Сотни мероприятий
В 2019 году ярмарка проходила в Гостином дворе, там было устроено 4 лекционные зоны, и все дни подряд, с утра до вечера одновременно там шли лекции, встречи, дискуссии и автограф-сессии. Как видите, успеть везде просто физически невозможно. Поэтому необходимо заранее спланировать свой поход и определиться, что для вас будет важным. Что удобно: на сайте ярмарки можно было добавлять интересующие вас события в свой список и потом распечатать получившуюся программу.
4. Знакомства
На стендах издательств часто присутствуют и редактора, и арт-директоры. Можно подойти и показать портфолио или хотя бы спросить прямые контакты, чтобы выслать его позже.
5. Новинки
Самые свежие книги, только из типографии, можно успеть купить по издательским ценам, а часто еще и рядом взять автограф у автора, переводчика или художника.
В воскресенье на ярмарке был День иллюстратора. С утра до позднего вечера шли лекции специально для художников, программа была такой плотной, что иногда даже пяти минут перерыва между лекциями не было. Мне удалось послушать и записать примерно половину лекций — делюсь с вами конспектами.
Петр Соха, польский иллюстратор, чьи книги «Деревья» и «Пчелы» переведены на множество языков и получили международные награды, рассказывал и показывал, где он искал источники и как собирал информацию для своих иллюстраций. Следующую книгу он планирует посвятить климатическому кризису — так как считает, что это самое важное, что происходит сейчас и что именно нашим детям придется решать эту огромную задачу.
Лекция иллюстратора Маши Судовых была посвящена актуальной теме взаимодействия издателя и художника. Маша выпустила книги в издательствах «Поляндрия», «КомпасГид» и «МИФ» и рассказывала, исходя из собственного опыта в индустрии.
Главное правило — правил нет! Издательства разные, книги разные, люди тоже все разные. С этого Маша начала свою лекцию. Но на самом деле в издательском деле есть один краеугольный камень: понимание того, что книгоиздание — это командная работа. Все, кто занят очередной книгой, а это десяток или даже больше людей, хотят одного — сделать хороший проект. Только понимание задач у каждого немного отличается.
Задать тон правильного общения с издателем должно уже первое письмо. Необходимо выяснить, что за текст, над которым вам предстоит работать, какой бюджет у проекта и какие сроки выполнения. Только после этого можно соглашаться или нет на прохождение тестового задания.
Главное в работе над иллюстрациями — подробно объяснять и аргументировать свое видение иллюстрации. К каждому своему эскизу Маша пишет большой текст, в котором поясняет, почему она именно так изображает эту сцену. Это помогает еще на этапе черновых эскизов утрясти все спорные моменты.
Иллюстратор создает картинку с нуля, превращает чистый белый лист в нечто. А редактор направляет и контролирует это создание. У вас разные задачи, но одна большая цель. При этом редактор ведет сразу несколько проектов, если помнить это, то общение будет проходить более гладко.
Ваш главный аргумент — почему именно то, что вы предлагаете, будет хорошо для книги. Но при этом вы не можете быть всегда правым, слушайте другую сторону, редактор, который успешно выпустил уже десятки или даже сотни книг, может дать очень ценный совет.
Правки будут всегда, и это абсолютно нормально. Главное — еще на этапе создания эскиза задавать как можно больше уточняющих вопросов, заранее заложить время на внесение правок и не предлагать сразу множество вариантов.
Задержки в работе тоже нормальны, но только если вы заранее предупреждаете о том, что вас что-то задерживает, и потом придерживаетесь уже названного срока. Также обращайте внимание, если издательство со своей стороны задерживается с правками или комментариями — чтобы потом вся ответственность не была только на вас.
После работы у вас должны остаться хорошие отношения с издательством. Но главное — работа над книгой не заканчивается с ее публикацией. Даже если книга хорошо продается — вас должны ассоциировать с ней, а значит, просто необходимо принимать участие в ее продвижении, проводить мастер-классы, участвовать в мероприятиях, давать интервью, читать лекции и т. д.
Следующей выступала Мерав Саломон, художница из Израиля, профессор факультета визуальной коммуникации Израильской академии искусств «Бецалель», она рассказывала о книгах с картинками, ориентированных на взрослую аудиторию. Мерав показала множество примеров своих работ и книг, сделанных своими студентами. Как художник, она исследует взаимоотношения текста и картинки в книге, что первично, что мы считываем вначале? Ей самой постепенно стало более интересно делать книжки-картинки вообще без слов, только с иллюстрациями.
Кристина Паксманн из Германии, автор книг и издатель журнала о детской литературе, а также руководитель издательского агентства, которое занимается разработкой книжных серий и оформлением книг, показала десятки примеров работ современных немецких иллюстраторов детских книг.
Также Кристина дала насыщенное и краткое руководство, как можно начать работу с издательством. Самые прямые пути взаимодействия с издателями это:
- книжные ярмарки,
- письма в издательства,
- профессиональный нетворкинг,
- конкурсы,
- агенты,
- сайт.
Знакомство с издателем на книжной ярмарке предполагает, что вы заранее подготовитесь к встрече, наметите, кто вам подходит, и придете со своим бумажным и цифровым портфолио. В портфолио должно быть немного работ, потому что времени мало и нужно показать самое лучшее и то, что укладывается в концепцию именно этого издательства.
Письмо в издательство — это то же самое, что и встреча, оно должно быть небольшим, очень вежливым и точным, со ссылкой на ваши лучшие проекты. Через пару месяцев можно напомнить о себе.
Нетворкинг — это контакты через профессиональные союзы и ассоциации иллюстраторов. У таких организаций, как правило, есть свой сайт и каталог авторов, очень полезно опубликовать свои работы там, так как издательство может найти вас через него.
Международные и местные конкурсы — также отличный способ обратить на себя внимание.
У многих иллюстраторов сегодня есть агенты. Агента нужно выбирать, так как у каждого есть своя специализация, и нужно понимать, подходите ли вы ему. Встретиться с агентом можно на книжной ярмарке, и лучше заранее договориться о просмотре.
Абсолютно необходимо иметь свой сайт с работами. Он не должен быть дизайнерским, скорее интуитивно понятным. Это каталог ваших работ и способ найти информацию о вас. Сайт должен быть актуальным. К сайту полезно делать рассылку, напоминая тем, кто с вами сотрудничал, о том, что у вас появилось нового и интересного.
Также иллюстратор не должен ограничиваться только работой с книгами, можно разрабатывать концепции собственных книг, проводить мастер-классы для детей, взрослых и своих коллег, расширять палитру своих материалов, техник и стилей, заниматься типографикой и т. д.
И последняя лекция, на которой я присутствовала — рассказ норвежской художницы Аньи Дале Эвербю о том, как она рисовала комикс про юношескую депрессию.
В этом году я побывала на самых разных встречах и лекциях для иллюстраторов (подробный список я давала вот в этой статье), но посещение такой большой ярмарки — особенный опыт. Меня очень вдохновила поездка на Нонфикшен, и я несомненно поеду еще. Кто бывал на таких профессиональных мероприятиях, полезно ли оказалось?