Осенью прошлого года мне попала в руки книжка, где рассказывалось несколько историй русских художниц 19 века. С тех пор я не расстаюсь с этой темой, прочитала десятки книг, дневников и воспоминаний. Мне становится только интереснее, и я вижу большой отклик с вашей стороны. Как от чтения я пришла к выставке и не собираюсь останавливаться — мой рассказ.
У филолога все начинается с книжек. А мои 5 лет филфака всегда со мной. Так что история с расследованием про русских художниц, которая теперь превратилась в выставку, началась с эксперимента в библиотеке.
Эксперимент в библиотеке
В библиотеке Лермонтова на Литейном я сняла в отделе искусства с полки все подряд толстые энциклопедии по русскому искусству, все издания вроде «50 биографий великих русских художников» или «100 русских картин, которые вы должны знать». Я пролистала их от корки до корки и выписала, сколько и каких женских имен там упоминается.
Мне встретилось около 10 женских фамилий, повторявшихся в разных вариациях, причем в одном издании упомянуты были от 1 до 5 человек максимум. Впрочем, в некоторых книгах обходились и вовсе без дам.
Самые часто упоминавшиеся героини — Зинаида Серебрякова, Наталья Гончарова и Мария Башкирцева.
Но неужели их действительно так мало?! Я не поверила своим глазам. Мне пришлось взять самый полный биографический словарь художников на сегодня, толстое справочное издание, в котором было 2800 персон, начавших профессиональную художественную деятельность до 1917 года. Я пролистала его от корки до корки. Выписала все встретившиеся мне женские имена.
Их получилось 148.
Это составляет всего 1,75 %.
Похоже на статистическую погрешность, правда?
Причем из 148 в 18 веке жили всего 10 человек, родившихся до 1850 года — 15. Остальные 123 — после 1850-го (когда женщин и начали постепенно допускать к художественному образованию). То есть во второй половине 19 века их количество резко выросло.
Не знаю, насколько этот словарь действительно полный (даже после моего небольшого расследования я уже увидела в нем лакуны, не упомянутых в словаре художниц), но процентная доля женщин среди художников в любом случае в прошлом была очень мала. Это факт.
Хотите узнать, почему их было так мало? Смотрите мою лекцию о художественном образовании в прошлом и о том, когда женщин пустили в Академию Художеств.
Значит ли это, что они не важны? Для меня — нет.
Для меня, как женщины и художницы, их ценность только вырастает, и я хочу знать о каждой из них. Потому что мне нужны ролевые модели. Потому что я понимаю, как им было трудно. Потому что мне интересны их судьбы и их искусство.
Марафон Инктобер и портреты
Так прошло несколько месяцев. Я настолько напиталась информацией, что мне хотелось поделиться ею с окружающими. Но какую форму выбрать, как подступиться? Как раз в это время наступал инктобер — международный осенний марафон рисования тушью. Я уже принимала в нем участие и рассказывала об этом мероприятии, как отличном способе рисовать каждый день и осуществить большой проект. А что если использовать его для своего проекта?
В итоге, в течение месяца я нарисовала 31 портрет художниц и рассказала 31 их биографию.
Потом в течение следующих месяцев довела это количество до 50.
Всех их вы можете найти в моем Инстаграме по хэштегу #русскиехудожницы или в закрепленных сторис Women art.
Уже во время марафона Инктобер у меня появилась идея сделать выставку, собрать всех художниц вместе и вынести из виртуального пространства в реальное. От самой простой мысли — просто показать эти полсотни рисунков я отказалась. Хотелось сделать что-то специальное к выставке, ярче выявить идею, но уже на разработанной основе.
Поиск идеи выставки
Катя Предко, куратор арт-пространства библиотеки Гоголя, предложила сделать выставку у них в библиотеке к международному женскому дню 8 марта. Так у выставки появилась площадка и дата, проект сразу обрел реальность.
В беседах с куратором появилась идея сделать карты городов — рассказать о местах, связанных с историей женского художественного образования. Наметились три главных города — Петербург, Москва и Париж (те, кто читали мои короткие истории в Инстаграме, помнят, что многие ездили тогда учиться в Европу и особенно во Францию).
Я с энтузиазмом засела собирать материал и… закопалась. Тема тянет на докторскую диссертацию, и утрамбовать такое количество материала в какую-то приемлемую художественную форму мне показалось невозможным! Что делать?
Хорошо, когда есть с кем обсудить. После очередного мозгового штурма с Катей мы решили, что нужно все-таки рассказывать конкретные биографии художниц — на их примере будет понятна и общая история.
Остановились на трех персонажах, трех художницах, каждая условно связана с одним из основных центров, Петербургом, Москвой и Парижем (хотя не так однозначно, они все немного переплетаются).
Очень важным для меня было найти яркое и образное название для моего проекта. Женское искусство, женщины-художницы и вариации этих слов на английском не очень-то подходили!
Поиск названия меня мучил не одну неделю, я писала длинные списки, но все казалось неудачным. Образ пришел ко мне во сне. Я проснулась и поняла: невидимки.
Художницы были, некоторые из них многого достигли, кто-то совершил художественные открытия, у кого-то был длинный путь в искусстве, у других — короткий, но тем не менее, имена их не на слуху. Они как будто невидимки. И причина этого уже в инерции нашего восприятия, привыкшего к знакомым именам, а не в том, что они недостойны или неинтересны. Их искусство невидимо из-за того, что наша оптика настроена на другие имена и события.
Так выставка стала называться «Невидимое искусство».
Открытие выставки «Невидимое искусство»
На выставке я показала три основных портрета моих главных героинь и графические истории из их жизней. Это Анна Остроумова-Лебедева из Петербурга, Елена Поленова из Москвы и Мария Воробьева-Стебельская, или Маревна, из Парижа. А основная стена отдана целому графическому полотну, сотканному из женских лиц и украшенному цитатами из воспоминаний.
Ретроспектива портретов русских художниц 19 века показывает, что эти трое — не одиноки, а лишь малая часть истории, которую мы не знаем. Каждая из них достойна того, чтобы стать видимой. Посмотреть на их лица, узнать имена, заинтересоваться тем, как они жили и что сделали в искусстве — вот задача проекта.
7 марта, накануне Международного дня женской солидарности, в библиотеке Гоголя в Петербурге состоялось открытие выставки «Невидимое искусство», посвященной историям художниц прошлого.
К выставке была приурочена моя видео лекция по истории художественного образования в 19 веке (вы ее можете посмотреть у меня на Youtube), после открытия мы с куратором Катериной Предко выступали на радио Петербург (аудио запись также доступна).
Дальше я расскажу подробнее о трех главных героинях и о других историях, связанных с русскими художницами до революции.