Не знаю, как вам, а мне иногда не хватает опор, ориентиров — и не только в сложной ситуации, а просто в рутинной ткани жизни. Когда у тебя идут завтраки-ужины-уборки-врачи-документы-магазины и прочие обычные дела день за днем и ты забываешь, для чего, собственно, существуешь. Нужен маяк впереди, очень яркий, чтобы помогал не сбиться с пути. Я научилась создавать себе такие маяки в виде ярких личностей — творческих женщин, которые жили раньше или живут сейчас. Их истории мне помогают.
Весной 2020 года я начала работать над комиксом о жизни художницы Анны Остроумовой-Лебедевой. Прочитав ее воспоминания, я была вдохновлена Анной — не только творчеством, но и ею самою как личностью. Осенью книга была опубликована (сейчас купить комикс можно тут). Но до сих пор я обращаюсь к текстам художницы, и она остается одной из моих муз, ролевой моделью, той, кто поддерживает в трудную минуту. Хочу поделиться с вами несколькими уроками от женщины, которая успешно преодолевала трудности на своем творческом и жизненном пути тогда, когда эмансипация не была еще распространенным явлением.
1. Мечтать о чем-то большем, даже если это не принято
Когда в своих “Автобиографических записках” Анна пишет о своей юности, то она все время описывает свою мечту оставить какой-то след после своей смерти:
“Мысль, что можно умереть и после тебя ничего не останется, меня приводила почему-то в ужас. Когда я рассказывала об этом маме, она говорила:
— Выйдешь замуж, будут дети, вот тебе и след. Они вместо тебя будут жить.
-Это не то! Я сама хочу жить после смерти. Я, сама я! Как вы все этого не понимаете”.
В то время, в конце 19 века, все еще было удивительным стремление женщины к какой-то самореализации, кроме как к удачному замужеству и рождению детей. И Анна с ее тягой к творчеству и мечтами об искусстве была белой вороной. Но она не оставляла своей мечты, а наоборот, прилагала все силы к ее осуществлению — поступала, училась, совершенствовалась и многого достигла.
2. Искать свой путь, бросать одно и начинать другое
Анна не боялась менять свой путь, искать большего. Сначала она училась в Академии Штиглица, но потом поняла, что ее больше привлекает не прикладные науки, а чистое искусство, и она стала готовиться к поступлению в Академию Художеств:
“Только неделя осталась до экзамена в Академии, я-таки порядком побаиваюсь. Неужели я доросла и развилась до Академии! Неужели поступаю в Академию! В ту Академию, которая когда-то казалась мне недосягаемой, о которой мне страшно было подумать как о той далекой цели, к которой я тогда стремилась…”
Родители не понимали стремлений дочери, прежние преподаватели ревновали, что способная девушка уходит, Месмахер даже запретил бывшей ученице заходить в здание на Соляном переулке! Но тем не менее, Остроумова-Лебедева успешно поступает в Императорскую Академию Художеств в 1892 году. Это был всего второй набор женщин-студенток.
3. Подвергать сомнению авторитеты
Когда еще в Академии Штиглица Анна начала вырезать гравюры, преподаватель Василий Матэ сразу заметил ее талант и способности. Но девушка вскоре… сбежала с уроков! В Академии Художеств история повторилась вновь: Матэ уговаривал Остроумову заниматься гравюрой, она же избегала, потому что гравировать по-старому, копируя во всех подробностях чужие картины, ей “казалось очень скучным и тоскливым”.
Наконец, профессор показал ей цветные ксилографии, и они понравились художнице:
“И он взял тут же с меня клятву. Я, держа в руках эту гравюру, поклялась, что буду работать и резать гравюру. И я сдержала слово. Но и Матэ пошел мне навстречу, позволив мне резать, как я хочу и что хочу”.
Таким образом, Анна стала искать свой путь в этой трудной графической технике, вырезая рисунок прямо по доске, без предварительных набросков, вдохновляясь натурой, а не чужими изображениями.
“Материалы в гравюре — дерево и резец, которые дают право думать о красоте, заключающейся в линии, способной выражать все на свете — и чувство, и форму, и темперамент художника, и песню — все. Одним словом, линия есть одухотворенные, реально выраженные внешнее впечатление и внутреннее чувство и может быть невыразимой красоты. Это и есть главная сущность гравюры. Линия и совокупность линий”.
4. Не бояться осуждения
Когда Остроумова-Лебедева сосредоточилась на занятиях гравюрой и увидела именно в этом жанре графики свое призвание, очень многие не поняли и не приняли ее решение. Вот как проходил выпускной конкурс в Академии:
“Мои гравюры были приняты профессорами или с полным равнодушием, или с нескрываемой враждебностью. На следующий день после заседания совета Василий Васильевич (Матэ, преподаватель Остроумовой) мне подробно все рассказал. Рассказывал с большим волнением, обидой, со слезами на глазах. Вот что я узнала. Мне совсем не хотели дать звания, и я прошла только тринадцатью голосами против двенадцати”.
Куинджи, Маковский, Репин — все эти мэтры тогда смотрели на гравюру свысока и не видели в ней потенциала. Однако Анна писала, что “была огорчена, но складывать оружия не хотела. Шла на борьбу и была убеждена, что добьется признания”.
5. Отстаивать свою независимость
Вот что пишет художница своей подруге:
“Гравюру свою я успела окончить далеко до срока и получила на конкурсе вторую премию, иначе сказать, сто рублей, да и вообще за этот месяц я заработала около двухсот рублей, все своей гравюрой”.
Но заработки девушки не радовали семью, а наоборот, пугали! Отец был против того, чтобы она брала деньги за свои работы, особенно когда ими интересуются знакомые. Анна же отстаивала свое право на независимость:
“Старалась им представить доводы, что если бы я была мужчиной, да еще семейным, им не казалось бы странным, что я продаю свои гравюры, чтобы прокормить семью. Почему же я не могу этого сделать? Доказывала им, что всякий человек за свой труд, за свое знание имеет право на плату, что нет ничего неловкого брать за это деньги. Если мне стыдно это делать, то это ложный стыд, и мне надо его преодолеть”.
6. Не бросать свои мечты во имя отношений
Во время путешествия по Италии, в Риме у молодой художницы завязываются отношения с итальянцем. Несмотря на романтическую обстановку, девушка не теряет головы. Вот как Анна описывает их объяснение в чувствах:
“Он мне сделал предложение. Я его выслушала и не сказала ни да, ни нет, приняла шутя… Но мы оба смотрели на это серьезно. Он предложил мне оставить искусство: “Мы жен берем для себя…” “Ага, вот как”, — подумала я. Открылась огромная разница в понимании положения женщин в Италии и в России. Мы откровенно и прямо поговорили и решили не жениться. Он тяжело принял это решение… Никогда не забуду его слез”.
И даже когда к ней приходит настоящее чувство к будущему мужу, Сергею Лебедеву, главное, что беспокоит художницу — сможет ли она после замужества и дальше заниматься своим делом:
“Меня мучает мысль о моем будущем — смогу ли я работать? Мои гравюры! Мое искусство! Здесь собственного желания мало. Энергии и настойчивости мало. Главное — как сложатся обстоятельства моей замужней жизни. Если придется бросить искусство, тогда мне погибель. Ничто меня не утешит — ни муж, ни дети, ничто. Для того, чтобы я была спокойна и довольна, не работая в искусстве, во мне должно умереть три четверти моей души. И тогда, может быть, я спокойно буду проходить мой жизненный круг в моей семье. Но я буду калекой”.
К счастью, в муже Остроумова-Лебедева нашла “главную опору в своей творческой работе”, как и он в ней.
7. Искать своих
В своих воспоминаниях, уже в пожилом возрасте, Анна Петровна отмечает, как много для ее профессионального становления сделали художники круга “Мир искусства”, что попав в эту питательную среду, присутствуя на собраниях, общаясь, путешествуя, работая вместе, она росла и получала образование, возможно, не менее важное, чем в учебных заведениях:
“Я с жадностью слушала бесконечные разговоры и страстные споры. И удивлялась взаимному уважению, сплоченности и искренней любви к искусству. Я попала к людям, которые только и думали, и жили искусством. Жили интересной, кипучей жизнью. Горели и зажигали других”.
Благодаря дружбе с Александром Бенуа, начавшейся еще во время ее учебы в Париже, Анна посещала знаковые театральные и музыкальные постановки, осматривала частные собрания гравюр, рисунков и картин. А еще — заново влюблялась в свой город, который вскоре станет главным героем ее собственных гравюр:
“Бенуа первый возбудил во мне острое внимание к красотам нашего дивного города. Когда мы проходили или проезжали по улицам, по набережным, по площадям, он указывал на прекрасные архитектурные творения… Я увлеклась городом, вдруг открывшим мне свои красоты. Город, в котором я родилась и выросла, вдруг стал мне близок, понятен, я его полюбила”.
8. Опираться на работу
Всю свою жизнь Анна Петровна Остроумова-Лебедева опирается на работу. Душевные переживания, сомнения — она работает. Смерть мужа — спасается работой. Даже в одну из самых тяжелых блокадных зим, в январе 1942 года она записывает в дневнике:
“Как хочется работать! Во мне еще действует заряд, с которым я родилась, который так безостановочно всю жизнь толкал меня на работу. Но в городе на улицах работать нельзя”.
И в качестве совета молодым людям, которые хотят заниматься искусством, она говорит то же самое — нужен не только талант, но и “любовь к искусству, целеустремленность и способность к самоанализу”.
Если вы захотите подробнее познакомиться с историей жизни петербургской художницы Анны Остроумовой-Лебедевой, приобрести комикс можно в моем магазине на Ярмарке мастеров или написав мне напрямую в любую из моих соцсетей (например, в VK).
(Текст воспоминаний цитируется по “Автобиографическим запискам” А. П. Остроумовой-Лебедевой, М., 1974 г.)